В Казани создан консорциум в области беспилотного транспорта
20 марта 2018

В рамках прошедшего в конце февраля в Казани V Международной научно-практической конференции ITS Forum-Kazan «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры» Казанский федеральный университет и ПАО "КАМАЗ" сформировали консорциум в области беспилотного транспорта.

Форум в Казани, проводившийся 27-28 февраля, собрал в едином пространстве ученых, инженеров–разработчиков, а также ведущих специалистов и экспертов в области развития ситуационных центров и транспортных систем из России, Германии, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, Франции, Греции, Румынии и Монголии.

Организаторами выступили правительство Республики Татарстан, госкорпорация «Ростех», группа компаний «Национальные телематические системы» и др.

Подробности о сформированном консорциуме участникам международного форума сообщил спикер панельной дискуссии «Автоматизированное и беспилотное передвижение», руководитель группы проектов беспилотных транспортных средств, реализуемых в стратегическом партнерстве КФУ и ПАО «КАМАЗ», Дмитрий Чикрин.

КФУ и ПАО «КАМАЗ» совместно работают над созданием серии беспилотных транспортных средств на базе существующих и перспективных моделей автомобилей. Научно-инженерный консорциум, созданный недавно под руководством Казанского федерального университета, включает более десяти предприятий, специализирующихся на разработке системообразующих технологий для беспилотного транспорта. Технологии будут готовы к внедрению в серийные автомобили в 2019-2020 годах.

Выступление господина Чикрина было посвящено внедрению современных систем автопилотирования: "Основной акцент в наших разработках мы делаем на полноценном функционировании беспилотных транспортных средств (без участия водителя), но в заданных граничных условиях эксплуатации. Примером тому могут служить транспортные средства, которые эксплуатируются на заводских территориях для обеспечения внутренней логистики, тяжелая карьерная техника".

На вопрос о готовности автомобильного сектора к внедрению технологий искусственного интеллекта разработчик ответил, что внедрение технологий искусственного интеллекта и больших данных должно быть очень продуманным, поэтапным и повсеместным. Поскольку использование не апробированных автопроизводителями решений, а также решений, уязвимых с точки зрения информационной безопасности, приведет к быстрому росту ДТП, что резко снизит уровень доверия к технологиям автопилотирования.

Затронул докладчик и возможные проблемы безопасности передвижения колонн беспилотных грузовиков по современным трассам: «При выстраивании грузовых автоколонн одним из самых серьезных вызовов является недостаточная автоматизация других транспортных средств, эксплуатируемых на дороге, в том числе активно нарушающих правила дорожного движения и этим существенно снижающих общую безопасность. Необходимо также понимать, что для эффективной и безопасной эксплуатации грузовых автопилотируемых колонн необходимо сплошное и надежное оснащение дорог такими элементами ИТС, как сети связи (V2X) поколения 4+ и сети точного спутникового навигационного поля».

Кроме Дмитрия Чикрина, в этой дискуссии участвовали: Андерс Бонандер – руководитель в области продуктной разработки ВОЛЬВО, Клаус Ширакл – генеральный директор АСФИНАГ, Штефан Зейтс – вице-президент по развитию ИТС в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ СВАРКО, Моника Джанини – старший руководитель проекта ERTICO ITS Europe и Алексей Гогенко – заместитель гендиректора по стратегическому развитию Государственного научного центра РФ ФГУП «НАМИ».