Инфраструктурные проекты могут остаться без средств ФНБ
8 марта 2018

Правительство России ужесточило правила использования резервных бюджетных средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Это может привести к заморозке строительства БАМа, Транссиба, ЦКАД и региональных концессионных проектов.

Согласно принятым решениям, теперь новые инфраструктурные проекты нельзя будет финансировать деньгами из ФНБ до тех пор, пока объем средств последнего не превысит 7% ВВП страны.

Глава министерства финансов Антон Силуанов прогнозирует, что подобное произойдет не раньше 2019 года. Исключения будут сделаны только для строек, начатых до 1 января 2018 года.

В транспортной сфере под угрозой переноса сроков реализации оказался проект строительства трассы в объезд Ногинска и Балашихи, курируемый ГК "Автодор". Напомним, что в ноябре 2017 года госкомпания объявила конкурс на подготовку территории к строительству трассы, однако саму дорогу планируют только строить после 2020 года.

Другой проект «Автодора» — Центральная кольцевая автомобильная дорога в Москве (ЦКАД) — уже финансируется из средств ФНБ. Поэтому новые ограничения никак не должны повлиять на текущую ситуацию с реализацией проекта. Напомним, что на строительство ЦКАД планируется потратить 150 млрд рублей бюджетных средств.

Руководитель направления макроэкономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов считает, что ограничения в использовании средств ФНБ могут сильно затормозить реализацию инфраструктурных проектов.

В связи с новыми правилами использования средств ФНБ актуален вопрос поиска альтернативных источников финансирования.

Независимый экономический эксперт и автор проекта All economics Антон Шабанов обращает внимание на еще одну инициативу государства - "инфраструктурную ипотеку": «Если невозможно получить длинные и дешевые деньги из фонда национального состояния, их можно привлечь, выпустив облигации, об этом говорил Дмитрий Медведев в ходе форума в Сочи — это инфраструктура-ипотека. Но проект в такой ситуации точно станет потенциально дороже, потому что придется проценты повышенные выплачивать».